5. Комплексная система безопасности

5.1. Классификация информационных объектов
Обрабатываемые данные могут классифицироваться согласно различным категориям информационной безопасности : требованиям к их доступности (безотказности служб), целостности, конфиденциальности.

5.2. Политика ролей

Ролями называются характерные наборы функций и степени отвественности, свойственные теми или иными группами лиц. Четкое определение ролей, классификация их уровней доступа и ответственности, составление списка соответствия персонала тем или иным ролям делает политику безопасности в отношении рабочих и служащих предприятия четкой, ясной и легкой для исполнения и проверки.

5.3. Создание политики информационной безопасности
Методика создания политики безопасности предприятия состоит из учета основных (наиболее опасных) рисков информационных атак, современной ситуации, факторов непреодолимой силы и генеральной стоимости проекта.

5.4. Методы обеспечения безотказности
Безотказность сервисов и служб хранения данных достигается с помощью систем самотестирования и внесения избыточности на различных уровнях : аппаратном, программном, информационном.

5.1. Классификация информационных объектов

5.1.1. Классификация по требуемой степени безотказности
От различных типов данных требуется различная степень безотказности доступа. Тратить большие деньги на системы безотказности для не очень важной информации невыгодно и даже убыточно, но нельзя и неправильно оценивать действительно постоянно требуемую информацию – ее отсутствие в неподходящий момент также может принести значительные убытки.

5.1.2. Классификация по уровню конфиденциальности
Классификация по степени конфиденциальности – одна из основных и наиболее старых классификаций данных. Она применялась еще задолго до появления вычислительной техники и с тех пор изменилась незначительно.

5.1.3. Требования по работе с конфиденциальной информацией
Различные классы конфиденциальной информации необходимо снабжать различными по уровню безопасности системами технических и административных мер.

5.1.1. Классификация по требуемой степени безотказности

Безотказность, или надежность доступа к информации, является одной из категорий информационной безопасности. Предлагается следующая схема классификации информации на 4 уровня безотказности.

Параметркласс 0класс 1класс 2класс 3
Максимально возможное непрерывное время отказа 1 неделя1 сутки1 час1 час
В какое время время отказа не может превышать указанное выше ? в рабочеев рабочеев рабочее24 часа в сутки
Средняя вероятность доступности данных в произвольный момент времени 80%95%99.5%99.9%
Среднее максимальное время отказа 1 день в неделю2 часа в неделю 20 минут в неделю12 минут в месяц

5.1.2. Классификация по уровню конфиденциальности

Уровень конфиденциальности информации является одной из самых важных категорий, принимаемых в рассмотрение при создании определенной политики безопасности учреждения. Предлагается следующая схема классификации информации на 4 класса по уровню ее конфиденциальности.

КлассТип информацииОписаниеПримеры
0открытая информация общедоступная информация информационные брошюры, сведения публикававшиеся в СМИ
1внутренняя информация информация, недоступная в открытом виде, но не несущая никакой опасности при ее раскрытиифинансовые отчеты и тестовая информация за давно прошедшие периоды, отчеты об обычных заседаниях и встречах, внутренний телефонный справочник фирмы
2конфиденциальная информация раскрытие информации ведет к значительным потерям на рынке реальные финансовые данные, планы, проекты, полный набор сведений о клиентах, информация о бывших и нынешних проектах с нарушениями этических норм
3секретная информация раскрытие информации приведет к финансовой гибели компании (зависит от ситуации)

5.1.3. Требования по работе с конфиденциальной информацией

При работе с информацией 1-го класса конфиденциальности рекомендуется выполнение следующих требований :

При работе с информацией 2-го класса конфиденциальности к перечисленным выше требованиям добавляются следующие :

При работе с информацией 3-го класса конфиденциальности ко всем перечисленным выше требованиям добавляются следующие :

5.2. Политика ролей

Функции каждого человека, так или иначе связанного с конфиденциальной информацией на предприятии, можно классифицировать и в некотором приближении формализовать. Подобное общее описание функций оператора носит название роли. В зависимости от размеров предприятия некоторые из перечисленных ниже ролей могут отсутствовать вообще, а некоторые могут совмещаться одним и тем же физическим лицом.

Специалист по информационной безопасности играет основную роль в разработке и поддержании политики безопасности предприятия. Он проводит расчет и перерасчет рисков, отвественен за поиск самой свежей информации об обнаруженных уязвимостях в используемом в фирме программном обеспечении и в целом в стандартных алгоритмах.

Владелец информации – лицо, непосредственно работающее с данной информацией, (не нужно путать с оператором). Зачастую только он в состоянии реально оценить класс обрабатываемой информации, а иногда и рассказать о нестандартных методах атак на нее (узкоспецифичных для этого вида данных). Владелец информации не должен участвовать в аудите системы безопасности.

Поставщик аппаратного и программного обеспечения. Обычно стороннее лицо, которое несет ответственность перед фирмой за поддержание должного уровня информационной безопасности в поставляемых им продуктов.

Разработчик системы и/или программного обеспечения играет основную роль в уровне безопасности разрабатываемой системы. На этапах планирования и разработки должен активно взаимодействовать со специалистами по информационной безопасности.

Линейный менеджер или менеджер отдела является промежуточным звеном между операторами и специалистами по информационной безопасности. Его задача – своевременно и качественно инструктировать подчиненный ему персонал обо всех требованиях службы безопасности и следить за ее их выполнением на рабочих местах. Линейные менеджеры должны быть осведомлены о всей политике безопасности предприятия, но доводить до сведения подчиненных только те ее аспекты, которые непосредственно их касаются.

Операторы – лица, отвественные только за свои поступки. Они не принимают никаких решений и ни за кем не наблюдают. Они должны быть осведомлены о классе конфиденциальности информации, с которой они работают, и о том, какой ущерб будет нанесен фирмы при ее раскрытии.

Аудиторы – внешние специалисты или фирмы, нанимаемые предприятием для периодической (довольно редкой) проверки организации и функционирования всей системы безопасности.

5.3. Создание политики информационной безопасности

Политика безопасности – это комплекс превентивных мер по защите конфиденциальных данных и информационных процессов на предприятии. Политика безопасности включает в себя требования в адрес персонала, менеджеров и технических служб. Основные напрвления разработки политики безопасности :

Существуют две системы оценки текущей ситуации в области информационной безопасности на предприятии. Они получили образные названия "исследование снизу вверх" и "исследование сверху вниз". Первый метод достаточно прост, требует намного меньших капитальных вложений, но и обладает меньшими возможностями. Он основан на известной схеме : "Вы – злоумышленник. Ваши действия ?". То есть служба информационной безопасности, основываясь на данных о всех известных видах атак, пытается применить их на практике с целью проверки, а возможно ли такая атака со стороны реального злоумышленника.

Метод "сверху вниз" представляет собой, наоборот, детальный анализ всей существующей схемы хранения и обработки информации. Первым этапом этого метода является, как и всегда, определение, какие информационные объекты и потоки необходимо защищать. Далее следует изучение текущего состояния системы информационной безопасности с целью определения, что из классических методик защиты ифнормации уже реализовано, в каком объеме и на каком уровне. На третьем этап производится классификация всех информационных объектов на классы в соответствии с ее конфиденциальностью, требованиями к доступности и целостности (неизменности).

Далее следует выяснение насколько серьезный ущерб может принести фирме раскрытие или иная атака на каждый конкретный информационный объект. Этот этап носит название "вычисление рисков". В первом приближении риском называется произведение "возможного ущерба от атаки" на "вероятность такой атаки". Существует множество схем вычисления рисков, остановимся на одной из самых простых.

Ущерб от атаки может быть представлен неотрицательным числом в приблизительном соответствии со следующей таблицей :

Величина ущербаОписание
0Раскрытие ифнормации принесет ничтожный моральный и финансовый ущерб фирме
1Ущерб от атки есть, но он незначителен, основные финансовые операции и положение фирмы на рынке не затронуты
2Финансовые операции не ведутся в течение некоторого времени, за это время фирма терпит убытки, но ее положение на рынке и количество клиентов изменяются минимально
3Значительные потери на рынке и в прибыли. От фирмы уходит ощутимая часть клиентов
4Потери очень значительны, фирма на период до года теряет положение на рынке. Для восстановления положения требуются крупные финансовые займы.
5Фирма прекращает существование

Вероятность атаки представляется неотрицательным числом в приблизительном соответствии со следующей таблицей :

ВероятностьСредняя частота появления
0Данный вид атаки отсутствует
1реже, чем раз в год
2около 1 раза в год
3около 1 раза в месяц
4около 1 раза в неделю
5практически ежедневно

Необходимо отметить, что классификацию ущерба, наносимого атакой, должен оценивать владелец информации, или работающий с нею персонал. А вот оценку вероятности появления атаки лучше доверять техническим сотрудникам фирмы.

Следующим этапом составляется таблица рисков предприятия. Она имеет следующий вид :

Описание атакиУщербВероятность Риск (=Ущерб*Вероятность)
Спам (переполнение почтового ящика) 144
Копирование жесткого диска
из центрального офиса
313
.........2
Итого : 9

На этапе анализа таблицы рисков задаются некоторым максимально допустимым риском, например значением 7. Сначала проверяется каждая строка таблицы на не превышение риска этого значения. Если такое превышение имеет место, значит, данная строка – это одна из первоочередных целей разработки политики безопасности. Затем производится сравнение удвоенного значения (в нашем случае 7*2=14) с интегральным риском (ячейка "Итого"). Если интегральный риск превышает допустимое значение, значит, в системе набирается множество мелких огрешностей в системе безопасности, которые в сумме не дадут предприятию эффективно работать. В этом случае из строк выбираются те, которые дает самый значительный вклад в значение интегрального риска и производится попытка их уменьшить или устранить полностью.

На самом ответственном этапе производится собственно разработка политики безопасности предприятия, которая обеспечит надлежащие уровни как отдельных рисков, так и интегрального риска. При ее разработке необходимо, однако, учитывать объективные проблемы, которые могут встать на пути реализации политики безопасности. Такими проблемами могут стать законы страны и международного сообщества, внутренние требования корпорации, этические нормы общества.

После описания всех технических и административных мер, планируемых к реализации, производится расчет экономической стоимости данной программы. В том случае, когда финансовые вложения в программу безопасности являются неприемлимыми или просто экономически невыгодными по сравнению с потенциальным ущербом от атак, производится возврат на уровень, где мы задавались максимально допустимым риском 7 и увеличение его на один или два пункта.

Завершается разработка политики безопасности ее утверждением у руководства фирмы и детальным документированием. За этим должна следовать активная реализация всех указанных в плане компонентов. Перерасчет таблицы рисков и, как следствие, модификация политики безопасности фирмы чаще всего производится раз в два года.

5.4. Методы обеспечения безотказности

Методы поддержания безотказности являются смежной областью в схемах комплексной информационной безопасности предприятия. Основным методом в этой сфере является внесение избыточности. Она может реализовываться в системе на трех уровнях : уровне данных (или информации), уровне сервисов (или приложений) и уровне аппаратного обеспечения.

Внесение избыточности на уровне данных практикуется достаточно давно : это резервное копирование и помехоустойчивое кодирование. Резервное копирование выполняется обычно при хранении информации на современных запоминающих устройствах (поскольку для них в аварийной ситуации характерен выход из строя больших блоков данных целиком – трудновосстановимое с помощью помехоустойчивого кодирование повреждение). А вот использование кодов с обнаружением и некоторым потенциалом для исправления ошибок получило широкое применение в средствах телекоммуникации.

Внесение избыточности на уровне приложений используется гораздо реже. Однако, многие, особенно сетевые, службы изначально поддерживают возможность работы с резервным или вообще с неограниченным заранее неизвестным количеством альтернативных служб. Введение такой возможности рекомендуется при разработке программного обеспечения, однако, сам процесс автоматического переключения на альтернативную службу должен подтвержаться криптографическим обменом первоначальной (установочной) информацией. Это необходимо делать для того, чтобы злоумышленник не мог, выведя из строя реальный сервис, навязать Вашей программе свой сервис с фальсифицированной информацией.

Внесение избыточности на аппаратном уровне реализуется обычно в отношении периферийных устройств (накопители на гибких и жестких дисках, сетевые и видео- адаптеры, мониторы, устройства ввода информации от пользователя). Это связано с тем, что дублирование работы основных компонентов ЭВМ (процессора, ОЗУ) гораздо проще выполнить, установив просто полноценную дублирующую ЭВМ с теми же функциями. Для автоматического определения работоспособности ЭВМ в программное обеспечение встраиваются либо 1) проверка контрольных сумм информации, либо 2) тестовые примеры с заведомо известным результатом, запускаемые время от времени, либо 3) монтирование трех и более дублирующих устройств и сверка их выходных результаты по мажоритарному правилу (каких результатов больше – те и есть правильные, а машины, выдавшие не такие результаты, выведены из строя).

Список литературы

1. Дж. Л. Месси. Введение в современную криптологию. // ТИИЭР, т.76, №5, Май 88 – М, Мир, 1988, с.24-42.

2. У. Диффи. Первые десять лет криптографии с открытым ключом. // ТИИЭР, т.76, №5, Май 88 – М, Мир, 1988, с.54-74.

3. А. В. Спесивцев и др. Защита информации в персональных компьютерах. – М., Радио и связь. 1992, с.140-149.

4. В. Жельников. Криптография от папируса до компьютера. – М., ABF, 1996.

5. (!) A.Menezes, P.van Oorshot, S.Vanstone. Handbook of Applied Cryptography – CRC Press Inc., 1997.

6. Hal Tipton and Micki Krause. Handbook of Information Security Management – CRC Press LLC, 1998.

ЧФ СПбГТУ

Курс лекций разработан А.Беляевым на базе Череповецкого филиала СПбГТУ.

Череповецкий филиал
Санкт-Петербургского государственного технического университета
производит обучение по следующим специальностям :

Специальность Форма обучения
 220400 "Программное обеспечение ВТ и АС"   Дневное  Вечернее  Заочное 
 060500 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"   Дневное  Вечернее  Заочное 
 061100 "Менеджмент"   Дневное  Вечернее  Заочное 

Наш адрес : 162600, г.Череповец Вологодской обл., ул.Металлургов 21б
Телефон : +7(8202) 22-86-75, +7(8202) 23-12-10
E-mail : science@metacom.ru
WWW : http://science.metacom.ru/


Содержание | Назад

Hosted by uCoz