Курс "Методы и средства защиты информации"



1. Введение. Основные виды и источники атак на информацию
В современном компьютерном сообществе атаки на информацию стали обыденной практикой. Злоумышленники используют как ошибки в написании и администрировании программ, так и методы социальной психологии для получения желаемой информации.

2. Криптография
Криптография – наука о способах двунаправленного преобразования информации с целью конфиденциальной передачи ее по незащищенному каналу между двумя станциями, разделенными в пространстве и/или времени. Криптография, используя достижения в первую очередь математики, позволяет модифицировать данные таким образом, что никакие самые современные ЭВМ за разумный период времени не могут восстановить исходный текст, известный только отправителю и получателю.

3. Сетевая безопасность
С развитием компьютерных сетей надежной локальной защиты ЭВМ уже недостаточно : существует множество способов удаленного вторжения на ЭВМ с неправильно сконфигурированной системой сетевой безопасности, либо временного выведения компьютера из строя.

4. ПО и информационная безопасность
Ошибки в программном обеспечении до сих пор составляют одну из самых обширных брешей в системе безопасности ЭВМ.

5. Комплексная система безопасности
Основная рекомендация по разработке системы безопасности – комплексный подход к этой проблеме. Существует множество методик, обеспечивающих выявление самых уязвимых мест в структуре работы с информацией. Комплекс превентивных мер против атак на информацию называется политикой безопасности предприятия.

Список рекомендуемой литературы

1. Введение. Основные виды и источники атак на информацию

1.1. Современная ситуация в области информационной безопасности
Атака на информацию – это умышленное нарушение правил работы с информацией. Атаки на информацию могут принести предприятию огромные убытки. На сегодняшний день примерно 90% всех атак на информацию производят ныне работающие либо уволенные с предприятия сотрудники.

1.2. Категории информационной безопасности
В тех случаях, когда идет речь о безопасности, в отношении информации и информационно-вычислительных систем применяются общепринятые термины о свойствах этих объектов – категории.

1.3. Абстрактные модели защиты информации
Разработки в области теории защиты информационных объектов велись достаточно давно. Их результатами являются так называемые абстрактные модели защиты данных, в которых исследователи излагают общие идеи по этому вопросу и формируют наборы ограничений, связывающие субъект, объект и прочие категории.

1.4. Обзор наиболее распространенных методов "взлома"
Часто злоумышленники проникают в систему не напрямую, "сражаясь" с системами шифрования или идентификации, а "в обход", используя либо явные промахи создателей, не заметивших какой-либо очень простой метод обойти их систему, либо ошибки в реализации программ защиты. Также злоумышленники широко используют психологические приемы для того, чтобы получить нужную им информацию у рядовых сотрудников фирм.

1.1. Современная ситуация в области информационной безопасности

Последнее время сообщения об атаках на информацию, о хакерах и компьютерных взломах наполнили все средства массовой информации. Что же такое "атака на информацию"? Дать определение этому действию на самом деле очень сложно, поскольку информация, особенно в электронном виде, представлена сотнями различных видов. Информацией можно считать и отдельный файл, и базу данных, и одну запись в ней, и целиком программный комплекс. И все эти объекты могут подвергнуться и подвергаются атакам со стороны некоторой социальной группы лиц.

При хранении, поддержании и предоставлении доступа к любому информационному объекту его владелец, либо уполномоченное им лицо, накладывает явно либо самоочевидно набор правил по работе с ней. Умышленное их нарушение классифицируется как атака на информацию.

С массовым внедрением компьютеров во все сферы деятельности человека объем информации, хранимой в электронном виде вырос в тысячи раз. И теперь скопировать за полминуты и унести дискету с файлом, содержащим план выпуска продукции, намного проще, чем копировать или переписывать кипу бумаг. А с появлением компьютерных сетей даже отсутствие физического доступа к компьютеру перестало быть гарантией сохранности информации.

Каковы возможные последствия атак на информацию? В первую очередь, конечно, нас будут интересовать экономические потери:

  1. Раскрытие коммерческой информации может привести к серьезным прямым убыткам на рынке
  2. Известие о краже большого объема информации обычно серьезно влияет на репутацию фирмы, приводя косвенно к потерям в объемах торговых операций
  3. Фирмы-конкуренты могут воспользоваться кражей информации, если та осталась незамеченной, для того чтобы полностью разорить фирму, навязывая ей фиктивные либо заведомо убыточные сделки
  4. Подмена информации как на этапе передачи, так и на этапе хранения в фирме может привести к огромным убыткам
  5. Многократные успешные атаки на фирму, предоставляющую какой-либо вид информационных услуг, снижают доверие к фирме у клиентов, что сказывается на объеме доходов


Естественно, компьютерные атаки могут принести и огромный моральный ущерб. Понятие конфиденциального общения давно уже стало "притчей во языцех". Само собой разумеется, что никакому пользователю компьютерной сети не хочется, чтобы его письма кроме адресата получали еще 5-10 человек, или, например, весь текст, набираемый на клавиатуре ЭВМ, копировался в буфер, а затем при подключении к Интернету отправлялся на определенный сервер. А именно так и происходит в тысячах и десятках тысяч случаев.

Несколько интересных цифр об атаках на информацию. Они были получены исследовательским центром DataPro Research в 1998 году. Основные причины повреждений электронной информации распределились следующим образом: неумышленная ошибка человека – 52% случаев, умышленные действия человека - 10% случаев, отказ техники – 10% случаев, повреждения в результате пожара - 15% случаев, повреждения водой – 10% случаев. Как видим, каждый десятый случай повреждения электронных данных связан с компьютерными атаками.

Кто был исполнителем этих действий: в 81% случаев – текущий кадровый состав учреждений, только в 13% случаев – совершенно посторонние люди, и в 6% случаев – бывшие работники этих же учреждений. Доля атак, производимых сотрудниками фирм и предприятий, просто ошеломляет и заставляет вспомнить не только о технических, но и о психологических методах профилактики подобных действий.

И, наконец, что же именно предпринимают злоумышленники, добравшись до информации: в 44% случаев взлома были произведены непосредственные кражи денег с электронных счетов, в 16% случаев выводилось из строя программное обеспечение, столь же часто – в 16% случаев – производилась кража информации с различными последствиями, в 12% случаев информация была cфальсифицирована, в 10% случаев злоумышленники с помощью компьютера воспользовались либо заказали услуги, к которым в принципе не должны были иметь доступа.

1.2. Категории информационной безопасности.

Информация с точки зрения информационной безопасности обладает следующими категориями:

  1. конфиденциальность – гарантия того, что конкретная информация доступна только тому кругу лиц, для кого она предназначена; нарушение этой категории называется хищением либо раскрытием информации
  2. целостность – гарантия того, что информация сейчас существует в ее исходном виде, то есть при ее хранении или передаче не было произведено несанкционированных изменений; нарушение этой категории называется фальсификацией сообщения
  3. аутентичность – гарантия того, что источником информации является именно то лицо, которое заявлено как ее автор; нарушение этой категории также называется фальсификацией, но уже автора сообщения
  4. апеллируемость – довольно сложная категория, но часто применяемая в электронной коммерции – гарантия того, что при необходимости можно будет доказать, что автором сообщения является именно заявленный человек, и не может являться никто другой; отличие этой категории от предыдущей в том, что при подмене автора, кто-то другой пытается заявить, что он автор сообщения, а при нарушении апеллируемости – сам автор пытается "откреститься" от своих слов, подписанных им однажды.

В отношении информационных систем применяются иные категории:

  1. надежность – гарантия того, что система ведет себя в нормальном и внештатном режимах так, как запланировано
  2. точность – гарантия точного и полного выполнения всех команд
  3. контроль доступа – гарантия того, что различные группы лиц имеют различный доступ к информационным объектам, и эти ограничения доступа постоянно выполняются
  4. контролируемость – гарантия того, что в любой момент может быть произведена полноценная проверка любого компонента программного комплекса
  5. контроль идентификации – гарантия того, что клиент, подключенный в данный момент к системе, является именно тем, за кого себя выдает
  6. устойчивость к умышленным сбоям – гарантия того, что при умышленном внесении ошибок в пределах заранее оговоренных норм система будет вести себя так, как оговорено заранее.

1.3. Абстрактные модели защиты информации

Одной из первых моделей была опубликованная в 1977 модель Биба (Biba). Согласно ей все субъекты и объекты предварительно разделяются по нескольким уровням доступа, а затем на их взаимодействия накладываются следующие ограничения: 1) субъект не может вызывать на исполнение субъекты с более низким уровнем доступа; 2) субъект не может модифицировать объекты с более высоким уровнем доступа. Как видим, эта модель очень напоминает ограничения, введенные в защищенном режиме микропроцессоров Intel 80386+ относительно уровней привилегий.

Модель Гогена-Мезигера (Goguen-Meseguer), представленная ими в 1982 году, основана на теории автоматов. Согласно ей система может при каждом действии переходить из одного разрешенного состояния только в несколько других. Субъекты и объекты в данной модели защиты разбиваются на группы – домены, и переход системы из одного состояния в другое выполняется только в соответствии с так называемой таблицей разрешений, в которой указано какие операции может выполнять субъект, скажем, из домена C над объектом из домена D. В данной модели при переходе системы из одного разрешенного состояния в другое используются транзакции, что обеспечивает общую целостность системы.

Сазерлендская (от англ. Sutherland) модель защиты, опубликованная в 1986 году, делает акцент на взаимодействии субъектов и потоков информации. Так же как и в предыдущей модели, здесь используется машина состояний со множеством разрешенных комбинаций состояний и некоторым набором начальных позиций. В данной модели исследуется поведение множественных композиций функций перехода из одного состояния в другое.

Важную роль в теории защиты информации играет модель защиты Кларка-Вильсона (Clark-Wilson), опубликованная в 1987 году и модифицированная в 1989. Основана данная модель на повсеместном использовании транзакций и тщательном оформлении прав доступа субъектов к объектам. Но в данной модели впервые исследована защищенность третьей стороны в данной проблеме – стороны, поддерживающей всю систему безопасности. Эту роль в информационных системах обычно играет программа-супервизор. Кроме того, в модели Кларка-Вильсона транзакции впервые были построены по методу верификации, то есть идентификация субъекта производилась не только перед выполнением команды от него, но и повторно после выполнения. Это позволило снять проблему подмены автора в момент между его идентификацией и собственно командой. Модель Кларка-Вильсона считается одной из самых совершенных в отношении поддержания целостности информационных систем.

1.4. Обзор наиболее распространенных методов "взлома".

1.4.1. Комплексный поиск возможных методов доступа
Злоумышленники исключительно тщательно изучают системы безопасности перед проникновением в нее. Очень часто они находят очевидные и очень простые методы "взлома" системы, которые создатели просто "проглядели", создавая возможно очень хорошую систему идентификации или шифрования.

1.4.2. Терминалы защищенной информационной системы
Терминалы – это точки входа пользователя в информационную сеть. В том случае, когда к ним имеют доступ несколько человек или вообще любой желающий, при их проектировании и эксплуатации необходимо тщательное соблюдение целого комплекса мер безопасности.

1.4.3. Получение пароля на основе ошибок администратора и пользователей
Дальнейшие действия взломшика, получившего доступ к терминальной точке входа, могут развиваться по двум основным направлениям:
а) попытки выяснения пароля прямо или косвенно;

1.4.4. Получение пароля на основе ошибок в реализации
б) попытки входа в систему совершенно без знания пароля, основываясь на ошибках в реализации программного или аппаратного обеспечения.

1.4.5. Социальная психология и иные способы получения ключа
Иногда злоумышленники вступают и в прямой контакт с лицами, обладающими нужной им информацией, разыгрывая довольно убедительные сцены. "Жертва" обмана, поверившая в реальность рассказанной ей по телефону или в электронном письме ситуации, сама сообщает пароль злоумышленнику.


Содержание | Вперед

Hosted by uCoz